Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Роль и место вагонного хозяйства в структуре железнодорожного транспорта

Вагонное хозяйство является одной из ведущих отраслей железнодорожного транспорта. Оно призвано обеспечивать содержание всего парка грузовых и пассажирских вагонов в технически исправном состоянии, обеспечивающем безопасность движения поездов.

Вагонное хозяйство имеет существенные особенности функционирования, отличающие его от других хозяйств дороги. Вагонный парк приписан к железным дорогам (филиалам ОАО «РЖД») формально, поскольку фактически эксплуатируется всеми железными дорогами. Во многом из-за отсутствия реального хозяина вагонного парка имеются недостатки в его содержании и использовании. Учитывая это обстоятельство, в период реформирования железнодорожного транспорта вагонному хозяйству и его ремонтной базе необходимо уделять особенно большое внимание и целесообразно осуществить реформирование вагонного хозяйства в первую очередь.

В связи с этим в рамках ОАО «РЖД» создана дирекция, которая является балансодержателем парка принадлежащих Компании грузовых вагонов. Эта рыночная структура, с одной стороны, наделена средствами для текущего содержания и ремонта вагонов, осуществления инвестиций, а с другой - обеспечивает надлежащее содержание и отвечает за рациональное использование вагонного парка на основе номерных моделей. Таким образом, в процессе реформирования вагонного хозяйства осуществилось структурное разделение вагонных депо на эксплуатационные и ремонтные, входящие в дорожные дирекции по ремонту грузовых вагонов.

Для этого имелось ряд предпосылок.

Во-первых, технологически ремонт грузовых вагонов жестко не связан с деятельностью по эксплуатационному обслуживанию грузовых вагонов на пунктах технического обслуживания и подготовка вагонов, то есть эти виды деятельности практически являются отдельными сферами.

Во-вторых, в результате разделения вагонных депо создаются условия для точного определения издержек между видами деятельности и соответствующего ценообразования по видам ремонта вагонов и их принадлежности (вагоны ОАО «РЖД» и вагоны, находящиеся в собственности других организаций).

В-третьих, создание единой организационной структуры позволяет построить новую технико-экономическую модель, исходя не только из эксплуатационной необходимости, но и из просчета для нее полного менеджмента, включая: пересмотр загрузки ремонтных мощностей вагонных депо исходя из экономической целесообразности; создание для собственников грузовых вагонов более привлекательных и в тоже время равнодоступных условий для ремонта их вагонов; развитие конкуренции внутри сферы ремонта грузовых вагонов; проведение маркетинговых исследований по определению потребности в объемах и ценообразовании.

Четкое разделение между двумя сферами эксплуатации и ремонта грузовых вагонов задач и функций позволит улучшить содержание и состояние вагонного парка и точно определить меру ответственности за надлежащее исполнение.

Реформирование вагонного хозяйства проводится в четыре этапа, реализация которых позволит решить поставленные задачи.

I этап (2004 - 2005 годы):

создание в аппарате ОАО «РЖД» Департамента эксплуатации вагонов и Дирекции по ремонту грузовых вагонов;

создание на железных дорогах служб эксплуатации вагонов и дорожных дирекций по ремонту грузовых вагонов;

преобразование вагоноремонтных заводов в филиалы ОАО «РЖД»;

структурное разделение вагонных депо на эксплуатационные и ремонтные;

включение ремонтных вагонных депо в состав дорожных дирекций по ремонту грузовых вагонов;

концентрация парка грузовых вагонов на балансе ОАО «РЖД».

Перейти на страницу: 1 2

АПК Республики Беларусь его структура и функции
Аграрный сектор в экономике любой страны занимает особое место. Специфичность роли, отведенной сельскому хозяйству, обусловливается производством продуктов питания как основы жизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы, производством сырья для многих видов непрои ...

Антимонопольное регулирование российская практика
Важной частью государственного регулирования отраслевых рыночных структур и поведения фирмы в экономике является антимонопольная политика правительства, то есть регулирование такой деятельности фирм, которая, по мнению специалистов, наносит удар по конкуренции. Среди целе ...