Категории
Человек как субъект экономической деятельности проблемы терминологии, оценки и учёта
Базовая теоретическая модель человеческого капитала была разработана другим нобелевским лауреатом Г. Беккером в книге «Человеческий капитал» (1964), которая стала основой для всех последующих исследований в данной области.
Существуют различные взгляды, на то, кто стал основоположником теории человеческого капитала. Одни экономисты считают, что данная теория уходит корнями в экономические учения Древней Азии и Древней Греции, другие, в их числе А.В. Корицкий [4, с. 3], утверждают, что «корни данной теории могут быть найдены в работах Адама Смита и Уильяма Петти, Карла Маркса и Джона Стюарта Милля, Генри Сиджвика и Альфреда Маршалла, Генриха Рошера и Уильяма Фарра, Эрнста Энгеля и Теодора Витстейна и многих других крупных экономистов прошлого». По мнению А. Дели [9, с. 110], «самое первое упоминание о концепции человеческого капитала встречается в научном труде Адама Смита «Wealth of Nation» («Богатство народов», 1776)», где содержатся основные представления данной теории, сохранившие актуальность до наших дней.
На современном этапе концепция «человеческого капитала» заключается в следующем [11, с. 48-49]:
• человек рассматривается в экономическом, социальном и индивидуальном аспектах;
• при характеристике «человеческого капитала» как субъекта трудовой деятельности выделяются три группы качеств и способно стей: физические, интеллектуальные и психологические;
• теория «человеческого капитала» обусловливает необходимость инвестирования в человеческий капитал и возможность получения длительного эффекта от этих вложений;
• понятие «человеческий капитал» является характеристикой свободного индивида, самостоятельного агента на рынке труда.
Человеческий капитал «складывается из природных способностей отдельного человека и может быть увеличен в процессе обра -
зования, профессиональной подготовки, приобретения опыта работы» [8, с. 141].
В настоящее время под человеческим капиталом обычно пони мают «сформированный в результате инвестиций запас знаний, умений, навыков и мотиваций, отражающих совокупность физических, интеллектуальных и психологических качеств и способностей личности» [11, с. 49]. При этом рассматривают его как составную часть интеллектуального капитала.
До сих пор «основным критерием оценки человеческого капитала выступает уровень общеобразовательной и специальной подготовки» [11, с. 50], хотя человеческий капитал включает ряд иных характеристик (например, способности, склонности, мотивации и т. п.). Таким образом, достоверная экономическая оценка «человеческого капитала» проблематична.
Обзор различных научных позиций по отношению к терминам, связанным с человеком, как субъектом экономической деятельности позволил обобщить и представить рассмотренный выше материал в виде схемы (рис. 1).
Рис. 1. Термины, определяющие человека как субъект экономической деятельности региона (страны)
Вместе с тем, вероятно наиболее адекватным в экономических науках является применение тех терминов для обозначения субъек тов экономики, для которых существуют общепризнанные методики оценки. Общеизвестно, что оценка является одним из основополагающих принципов учета.
Как отмечалось выше, в нашей стране в качестве рабочей силы признается экономически активное население в возрасте 15-72 года, включающее занятых и безработных (без лиц, которые не имеют работы, не ищут и не готовы работать), без учета психофизиологических, интеллектуальных и личностных способностей людей. Следовательно, трудовые ресурсы представляют собой сумму потенциальной рабочей силы и лиц вне рабочей силы. В свою очередь потенциальная рабочая сила становится реальной только в процессе осуществления трудовой деятельности.
Первичный учет безработных, желающих работать, ведется в структуре органов занятости регионов, а занятых по месту их работы (кадровый учет экономических субъектов). Определить точное количество лиц вне рабочей силы практически невозможно. Поэтому в органах региональной статистики может накапливаться информация только о рабочей силе.
В российской практике термин «человеческие ресурсы» обычно используют в качестве аналога терминов «трудовые ресурсы» и «рабочая сила». На уровне экономического субъекта (предприятия) по отношению к его работникам (при их оценке) будет справедливо следующее тождество:
Рабочая сила = Трудовые ресурсы = Человеческие ресурсы
На уровне региона трудовые (человеческие) ресурсы абсолютно точно оценить невозможно, тем более невозможно определить трудовой потенциал, человеческий капитал и человеческий фактор, так как при их определении должны учитываться различные качест венные характеристики, для которых пока не существует общепризнанных методик оценки.
Анализ хозяйственной деятельности промышленного предприятия ООО Рубин
Предметом
комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности является
изучение хозяйственных процессов в коммерческих организациях, их экономическая
эффективность, конечные экономические и финансовые результаты деятельности,
которые складываются под воздействием ...
Цели и инструменты макроэкономического регулирования
В развитии рыночной экономики следует вычленить несколько важных
закономерностей. Одна из них заключается в том, что структура рыночной системы
имеет тенденцию к постоянному усложнению. Время приводит к тому, что во
взаимодействие вступает все большее число экономических асп ...