Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Соотношение между спросом и предложением

Соотношение между спросом и предложением высококвалифицированных работников, то есть те, кто много инвестировал в свой человеческий капитал и обладает его значительными запасами. Если спрос превышает предложение, то рабочие места, требующие высокой квалификации, начинают заполняться рабочей силой с небольшими объемами человеческого капитала, недостаточно подготовленной к выполнению сложных видов труда. Если предложение превышает спрос, то рабочая сила с большими объемами человеческого капитала начинает «оседать» на рабочих местах, не требующих высокой квалификации, где ее знания и профессиональные компетенции оказываются во многом невостребованными. В обоих случаях дисбалансы негативно влияют на уровень и темпы роста производительности труда.

Вопрос о соотношении спроса и предложения высококвалифицированного труда в современной экономике России остается открытым. Выраженно это асимметрией при его изучении. Данные предложения дипломированной рабочей силы легко доступны и реконструировать с их помощью динамику достаточно просто. Но данные по спросу практически отсутствуют. А значит, что выводы для экономической и образовательной политики, формулируемые на основе анализа, во многих случаях могут оказаться контрпродуктивными.

В настоящей работе мы попытаемся преодолеть подобную односторонность, последовательно рассмотрев обе части «уравнения»: сначала - сторону предложения, затем - сторону спроса.

Но сначала - несколько терминологических пояснений. Под «высококвалифицированной рабочей силой» мы будем понимать работников с высоким формальным образованием. В терминах Международной стандартной классификации образования это работники, имеющие третичное образование типа А (российский эквивалент - высшее образование, вузы) или типа В (российский эквивалент - среднее профессиональное образование, ссузы). Значительный объем накопленного человеческого капитала открывает таким работникам доступ на верхние этажи профессионально-квалификационной иерархии (отсюда - отсылка к их предполагаемой высокой квалификации). Как синонимичные, мы будем также использовать выражения «дипломированная» и «высокообразованная» рабочая сила. Конечно, само по себе наличие у такой рабочей силы высокого формального образования еще не гарантирует ее действительно высокого качества. Однако из-за ограниченности места вопрос о качестве образовательной подготовки российских работников в данной работе затрагиваться не будит.

Динамика предложения

Динамику предложения высококвалифицированных работников можно рассматривать с двух точек зрения: во-первых, через призму «запасов» (то есть изменений в образовательной структуре рабочей силы, уже присутствующей на рынке труда); во-вторых, через призму «потоков» (то есть изменений в распределении будущей рабочей силы, проходящей обучение, по типам и уровням системы профессионального образования). Анализ «запасов» дает представление о предложении человеческого капитала на рынке труда в настоящее время, анализ «потоков» - о его ожидаемом предложении в обозримом будущем.

Сдвиги в образовательной структуре рабочей силы (анализ «запасов»)

Для человеческого капитала существуют «натуральные» измерители, которые - при их очевидной условности - значительно расширяют возможности анализа. Это, во-первых, доли работников, имеющих образование различного уровня; во-вторых, среднее число накопленных лет обучения в расчете на одного человека или одного работника.

В пореформенный период российская экономика продолжала активно подпитываться работниками со все более высокой формальной подготовкой. В период между переписями 1989 и 2002 гг. доля обладателей третичного образования типа А (как законченного, так и незаконченного) среди всего населения увеличилась на 6 п. п., а обладателей третичного образования типа В-на 8 п. п. Для занятого населения кумулятивный прирост был еще выше - соответственно 10 и 11 п. п. Другими словами, удельный вес работников, имеющих третичное образование, в общей занятости увеличивался примерно на 2 п. п. ежегодно. Столь высокие темпы роста достаточно неожиданны для экономики, лишь недавно начавшей восстанавливаться после тяжелейшего переходного кризиса.

За период с 2002 по 2010 г. контингент обладателей высшего образования (как законченного, так и незаконченного) увеличился почти на 9 п. п., а среднего профессионального - на 4 п.п. (табл. 2). Во всем населении страны (15 лет и старше) доля первых вплотную приблизилась к 30-процентной отметке, а доля вторых ее даже превзошла. Что касается занятого населения, то в настоящее время примерно 32% российских работников имеют дипломы вузов и примерно 37% - дипломы ссузов. Все говорит о том, что в 2000-е годы темпы накопления человеческого капитала в российской экономике возросли даже по сравнению с 1990-ми годами, не говоря уже о последних десятилетиях существования советской системы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Анализ финансового состояния банка на примере ЗАО Банк Русский Стандарт
Последние годы явились периодом глубоких изменений в банковском деле, многочисленных новаций в организации и формах обслуживания клиентов, в методах управления банком. Традиционные виды банковской деятельности усложнились, приобрели новые черты. В то же время возникают новые ...

Экономико-организационное построение общественного питания в Республике Беларусь
Общественное питание - отрасль экономики по производству и реализации готовой пищи населению через сеть специализированных предприятий. Сегодня общественное питание представляет собой крупную, широко разветвленную отрасль народного хозяйства. Пища - основа жизни человека. ...