Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Соотношение между спросом и предложением

Очевидно, что получаемые при таком подходе оценки завышены и их следует уменьшить в несколько раз. Скорее всего даже при отсутствии угрозы призыва многие молодые люди, которых мы отнесли к категории «уклонистов», вряд ли бы отказались от получения высшего образования в очной форме, а те, кто решил бы этого не делать, переместились бы с дневных отделений вузов на вечерние и заочные. Соответственно чистый «эффект призыва» можно оценить максимум в 2 - 3% от общей численности студентов вузов. Количественно это несопоставимо с масштабами притока молодежи в систему высшего образования. Как следствие, мотивы уклонения от воинской службы не могут считаться его главным катализатором.

Можно сделать общий вывод: переходный кризис не смог прервать действие долгосрочной тенденции к опережающему росту численности лиц с дипломами вузов и ссузов. Спрос на такую подготовку продолжал устойчиво повышаться несмотря на все катаклизмы, которые пришлось пережить России в последнее десятилетие прошлого века.

Возможно, наиболее наглядно о радикальности произошедших перемен свидетельствуют показатели, рассчитанные как отношение численности принятых в вузы в том или ином году к численности выпускников полных средних школ в том же году или к численности выпускников неполных средних школ (обязательные 9 классов) двумя годами раньше (см. рис. 6). Если в 1990 г. пропорция между приемом в вузы и выпуском из полных средних школ составляла 0,5:1, то начиная с 2003 г. число поступающих в вузы стало превышать число получающих аттестаты о среднем образовании, причем к 2009 г. это превышение достигло уже 1,7 раза. Вторая пропорция изменилась еще более драматически: с 0,27:1 в начале 1990-х годов до 1:1 в настоящее время. Если бы численность молодых людей, заканчивающих обязательные 9 классов, и их последующее распределение по различным образовательным траекториям оставались неизменными, то это означало бы, что из нынешних молодежных когорт обладателями вузовских дипломов рано или поздно станут практически все.

Соотношение основных потоков в российской системе образования, 1990-2009 гг. (в %)

В 2000 годы прием в вузы достигал примерно 3/4 от выпуска из неполных средних школ двумя годами раньше. В первом приближении эта оценка - 70-75% - позволяет получить представление о том, как будет выглядеть образовательная структура российской рабочей силы через несколько десятилетий, когда новые поколения работников с преобладанием выпускников вузов полностью заместят на рынке труда присутствующие на нем сейчас старшие поколения, среди которых вузы заканчивало абсолютное меньшинство.

С одной стороны, далеко не все поступившие в вузы затем их заканчивают и получают дипломы. С другой стороны из нынешних молодежных когорт вузовские дипломы рано или поздно получат не менее 60 - 65%.

В любом случае имеются веские основания полагать, что по охвату населения высшим образованием Россия уже в ближайшей перспективе может выйти на одно из первых мест в мире. Это станет серьезным вызовом и для российской экономики, и для сложившейся институциональной системы. Помешать этому может только сверхактивный приток малообразованной рабочей силы из-за рубежа, но и он вряд ли будет способен уменьшить долю работников с дипломами вузов и ссузов более чем на 5 - 10 п. п.

Россия уже вступила в полосу явного переинвестирования в человеческий капитал, и со временем масштабы избыточного предложения дипломированной рабочей силы будут только увеличиваться.

Для получения целостной картины необходимо также проанализировать динамику спроса.

Динамика спроса

Способна ли экономика генерировать достаточное количество подходящих рабочих мест, чтобы поглотить огромную массу работников с высоким формальным образованием, ежегодно выплескивающуюся на рынок труда? Не несет ли общество в этой ситуации ощутимых потерь от переинвестирования в образование? Не чревато ли такое ускоренное накопление человеческого капитала снижением эффективности его использования? Нужно признать, что во многих случаях подобные опасения были вполне оправданны. Скажем, в Китае «спурт» в развитии высшего образования был настолько мощным, что в последние годы выпускники вузов начали там зарабатывать в среднем не больше или даже меньше своих сверстников со средним образованием.

В США с предостережениями на этот счет недавно выступил известный экономист, лауреат Нобелевской премии П. Кругман. По его мнению, современная американская экономика не располагает достаточным количеством рабочих мест, на которых выпускники колледжей могли бы получать заработную плату, достойную представителей среднего класса. Отсюда - продолжающееся уже несколько десятилетий снижение их реальных заработков, которое в дальнейшем будет только усиливаться. Это, считает он, крайне опасно, так как в перспективе грозит размыванием ядра американского среднего класса.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Формирование себестоимости продукции птицепроизводства
Птицеводство - отрасль сельского хозяйства, в задачу которой входит разведение, кормление, содержание и использование разных видов и пород сельскохозяйственной птицы в целях производства яиц, мяса, пера и пуха. Побочная продукция и перо используются в легкой промышленнос ...

Анализ формирования, распределения и эффективности использования прибыли на ООО Детальснаб
Рыночная экономика в Российской Федерации набирает все большую силу и с ней набирает силу и конкуренция, как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимани ...