Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Соотношение между спросом и предложением

В последние два десятилетия у молодых работников с высшим образованием шансы найти занятость заметно улучшились. Так, если в 1992 г. вероятность оказаться без работы была у них ниже, чем у молодых работников с полным средним образованием, лишь в 1,4 раза, то в 2008 г. - уже в 3,6 раза.

Безработица среди них была и остается гораздо ниже, чем среди работников с более низким образованием. Даже при сохранении у работников с высоким образованием чрезвычайно благоприятных перспектив получить занятость нельзя исключить, что условия оплаты их труда резко ухудшились. В таком случае нам следовало бы ожидать резкого падения экономической отдачи от образования.

Упала ли экономическая отдача от образования?

Обобщенным индикатором экономической ценности вложений в образование можно считать выигрыш в заработках, который оно обеспечивает своим обладателям. Насколько окупаются эти вложения в российских условиях, ведут ли они к росту заработной платы?

В таблице 3 приведены оценки средних месячных заработков для различных образовательных групп по результатам двух последних по времени обследований - ОЗПП за 2009 г. и РМЭЗ за 2010 г. Несмотря на определенные расхождения, общая картина дифференциации заработной платы в зависимости от полученного работниками образования оказывается схожей.

Средняя месячная заработная плата по полу и уровню образования (тыс. руб.)

По данным обоих обследований, работники с полным средним образованием зарабатывают на 15-20% больше, чем работники с основным общим или начальным образованием. Обучение в ПТУ увеличивает заработную плату на 2-3%, по данным ОЗПП, но сокращает ее на 5 - 10%, если оно велось на базе неполной средней школы, и дает практически нулевой эффект, если на базе полной средней школы, по данным РМЭЗ. согласно ОЗПП, окончание ссуза обеспечивает прирост заработков примерно на 10% у мужчин и на 20% у женщин. Согласно РМЭЗ, аналогичная «прибавка» оказывается примерно такой же для мужчин - около 10%, но существенно более низкой для женщин - менее 5%. По данным ОЗПП, относительный выигрыш в заработках при наличии вузовского диплома достигает около 70% для мужчин и свыше 90% для женщин. Показатели РМЭЗ ниже - примерно 50% у мужчин и у женщин. Однако все оценки укладываются в границы «премий» за высшее образование, которые можно считать типичными для развитых стран, где они обычно варьируют в пределах 50 - 100%.

Более точным показателем эффективности инвестиций в человеческий капитал служат оценки норм отдачи, показывающие, как возрастают заработки работников при увеличении продолжительности их обучения на один год.

Во-первых, нормы отдачи представляют собой оценки «чистого» вклада образования в заработки, свободного от влияния других факторов (пол, возраст, трудовой стаж и т.д.). Во-вторых, они позволяют сравнивать эффективность вложений в человека с эффективностью любых других вложений. В качестве еще одного показателя окупаемости инвестиций в человеческий капитал широко используются также оценки «премий» за образование, которые рассчитываются не для числа лет обучения, а для различных его типов или уровней. Они, следовательно, показывают, какой выигрыш в заработках обеспечивает переход с одной, более низкой, на другую, более высокую, ступень образования (например, от полного среднего к высшему).

Расчеты на данных НОБУС и ОЗПП дают следующую картину (см. рис. 7). Из них следует, что в 2003-2009 гг. нормы отдачи от образования колебались около отметки 10 - 11%, не обнаруживая признаков снижения.

В российских условиях нормы отдачи для женщин оказываются значительно выше, чем для мужчин: они соотносятся как 8,0 против 7,5% по данным РМЭЗ за 2010 г., и как 12,7 против 9,3% по данным ОЗПП за 2009 г. Такая тендерная асимметрия - широко распространенный феномен, типичный для большинства стран. Объясняется он несколькими факторами.

Во-первых, как показывает опыт, для женщин характерно более ответственное отношение к самому процессу обучения, так что качество получаемого образования у них обычно выше, чем у мужчин. Во-вторых, женщины с высоким образованием сталкиваются, как правило, с меньшей дискриминацией на рынке труда, чем обладательницы низкого образования. Как следствие, относительный разрыв в заработках между более и менее образованными работниками у них больше, чем у мужчин. В-третьих, из-за наличия на рынке труда тендерной сегрегации женщины слабо представлены в традиционно мужских «синеворотничковых» профессиях, где используется преимущественно физический труд и поэтому заработная плата формируется во многом независимо от имеющегося у работников формального образования. Вследствие этого среди женщин неравенство в достигнутых уровнях образования сопровождается более сильным неравенством в заработках, чем среди мужчин. В российском случае именно последний механизм следует, по-видимому, считать ключевым.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Цикличность экономического развития
Современное общество стремится к постоянному улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивый экономический рост. Однако долговременный экономический рост не является равномерным, а постоянно прерывается периодами экономической нестабильности. Эк ...

Анализ эффективности использования оборотного капитала в ООО Агрофирма Разгуляй
Оборотный капитал являются одной из составных частей имущества предприятия. Состояние и эффективность их использования - одно из главных условий успешной его деятельности. Развитие рыночных отношений определяет новые условия их организации. Высокая инфляция, неплатежи и дру ...