Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Соотношение между спросом и предложением

Еще больший интерес представляют оценки «премий» за различные уровни образования, которые в отличие от оценок норм отдачи позволяют учитывать внутреннюю неоднородность накапливаемого человеческого капитала (когда, например, год обучения в вузе обеспечивает совершенно иную «прибавку» к заработку, чем год обучения в ПТУ или ссузе).

Средняя величина «премий» за вузовские дипломы достаточно сильно колебалась во времени. Во второй половине 1990-х годов она составляла 30 - 40%, в начале 2000-х годов увеличилась до 65-70%, но впоследствии опустилась ниже отметки 60%. Со второй половины 2000-х годов какого-либо отката в «премиях» за высшее образование не фиксировалось, что позволяет говорить об их фактической стабильности.

Для женщин экономическая ценность вузовских дипломов больше, чем для мужчин. У женщин отдача от высшего образования приближалась к 60%, тогда как у мужчин едва превышала 50%. За 2009 г. «премия» для мужчин составляла около 60%, для женщин - более 90%.

В чем же причина стремительного повышения экономической ценности человеческого капитала, начавшегося после старта рыночных реформ? Отметим, что сам этот процесс был практически всеобщим - в большей или меньшей степени им оказались затронуты все страны с переходной экономикой. Для объяснения «взлета» норм отдачи обычно ссылаются на действие нескольких факторов. Во-первых, это отказ от централизованных механизмов формирования оплаты труда, действовавших при плановой системе. Поскольку отличительной чертой этой системы было искусственное сжатие дифференциации в доходах, заработная плата оказывалась слабо связанной с факторами, определявшими производительность труда отдельных работников (их образованием, квалификацией и т.д.). После начала рыночных реформ между предприятиями развернулась конкуренция за привлечение и удержание лучших работников, обладающих наибольшими запасами человеческого капитала. Под ее влиянием различия в заработной плате между более и менее образованными работниками стали приходить в соответствие с различиями в производительности их труда. Отсюда - декомпрессия относительных заработков и, как следствие, быстрый рост норм отдачи от образования.

Во-вторых, важную роль мог играть так называемый аллокационный эффект, выражающийся в том, что образование наделяет людей лучшими адаптивными способностями. Как показывает опыт, образованные люди более умело и рационально распоряжаются своими материальными и временными ресурсами, активнее осваивают новые знания и навыки, быстрее откликаются на достижения научно-технического прогресса и раньше начинают внедрять их в своей повседневной практике. Тогда естественно ожидать, что работники с высокой формальной подготовкой будут успешнее адаптироваться к непредвиденным изменениям в экономической, институциональной и технологической среде, другими словами, лучше справляться с «неравновесными» ситуациями, эффективно используя открывающиеся в такие переломные времена возможности. Значительно возросшая «премия» за лучшие адаптивные способности, которыми располагали работники с более высоким образованием, также могла стать одной из причин «рывка» в нормах отдачи.

В-третьих, необходимо учитывать изменения в структуре занятости в связи с отраслевой перестройкой экономики. Когда занятость в менее «интеллектуалоемких» отраслях (сельское хозяйство или ЖКХ) расширяется медленнее или сокращается быстрее, чем в более «интеллектуалоемких» (здравоохранение или финансы), потребность в высококвалифицированной рабочей силе возрастает (абсолютно либо относительно).

Наконец, скачок в нормах отдачи мог быть связан с изменениями в структуре спроса на рабочую силу внутри отдельных отраслей: от работников с более низким к работникам с более высоким образованием. В таком случае относительные заработки первых должны были снизиться, а вторых - возрасти. В развитых странах подобные изменения принято относить на счет технологического прогресса, «смещенного» в пользу высококвалифицированной рабочей силы, стимулируя спрос на таких работников, «смещенный» технологический прогресс способствует опережающему росту их заработков, в результате повышаются нормы отдачи.

Впрочем, наблюдался скорее технологический регресс, нежели прогресс: шло быстрое физическое и моральное старение производственного аппарата; резко упали расходы на НИОКР; во многих секторах экономики возобладала тенденция к приметивизации используемых технологий. «Смещенность» спроса в пользу высококвалифицированной рабочей силы если и существовала, то ее порождали факторы не столько технологического, сколько организационного порядка.

Конечно, все эти механизмы могли действовать одновременно, дополняя друг друга. Но какие из них все же лучше объясняют наблюдавшуюся динамику норм отдачи и поэтому могут быть более фундаментальными?

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9

Формирование производственной мощности промышленного предприятия
Производственная мощность является исходным пунктом планирования производственной программы предприятия. Она отражает потенциальные возможности объединений, предприятий, цехов по выпуску продукции. Определение величины производственной мощности занимает ведущее место в выявл ...

Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
Трудовые ресурсы предприятия являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и ...