Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Соотношение между спросом и предложением

. По мере нормализации экономической и институциональной среды «премия» за лучшие адаптивные способности должна была сокращаться, приводя к снижению норм отдачи. Однако нигде - включая Россию - подобного отката не наблюдалось.

. Несколько иную динамику следовало бы ожидать, если бы решающая роль принадлежала фактору дерегулирования. В таком случае после первоначального скачка, связанного с освобождением заработных плат, нормы отдачи должны были бы стабилизироваться и затем поддерживаться на более или менее неизменном уровне, отвечающем новым рыночным условиям. Однако в России нормы отдачи испытали еще один подъем на рубеже 1990-2000-х годов, когда эффект от дерегулирования оплаты труда уже был исчерпан. Еще удивительнее, что они и дальше продолжали удерживаться на достаточно высокой отметке порядка 8 - 10%.

. Несомненно, важным фактором повышения норм отдачи могла стать отраслевая перестройка экономики. Однако оценки, относящиеся как к 1990-м, так и к 2000-м годам, показывают, что связь между сдвигами в отраслевой структуре занятости и ростом спроса на дипломированную рабочую силу была достаточно слабой.

. По-видимому, только активной организационной и институциональной перестройкой, охватившей все звенья экономической системы, можно объяснить тот факт, что при выходе на рынок труда огромной массы выпускников вузов и ссузов нормы отдачи продолжали оставаться на достаточно высоком уровне. Возможно также, что с определенного момента к ее воздействию добавилось влияние «смещенного» технологического прогресса, способствовавшего еще большему расширению спроса на высококвалифицированную рабочую силу.

Наблюдался ли массовый отток на нижние этажи профессионально-квалификационной иерархии?

Уровень профессиональной квалификации определяется степенью сложности стоящих перед работниками задач, а ее специализация - предметной областью, к которой относятся требуемые знания и умения. На основании этих критериев Международная стандартная классификация профессий, а вслед за ней и Общероссийский классификатор занятий выделяют десять укрупненных профессиональных групп, соответствующих четырем основным уровням квалификации. Для группы 1 (руководители) диапазон выполняемых задач считается слишком широким, чтобы его можно было однозначно привязать к определенному уровню квалификации. (Такая привязка также невозможна для группы 0 - вооруженные силы.) Остальные группы образуют иерархию, упорядоченную с точки зрения требуемой квалификации (см. табл. 4). Хотя между уровнями профессиональной квалификации и формального образования существует тесная связь, строгого соответствия здесь нет: во многих случаях работники с низким образованием оказываются заняты сложными, высококвалифицированными, тогда как работники с высоким образованием - простейшими, малоквалифицированными видами труда.

Уровни квалификации по основным профессиональным группам

Распределение российских работников в зависимости от их профессиональной принадлежности в 1997 и 2008 гг. представлено в таблице 5. Из данных таблицы следует, что самый большой относительный прирост наблюдался в этот период у специалистов высшего уровня квалификации (+3,7 п. п.) и работников сферы обслуживания (+3,4 п. п.), а самое сильное сокращение - у неквалифицированных рабочих (-4,1 п.п.). В общей сложности представительство трех первых групп с наиболее высокой квалификацией увеличилось на 5 п. п. и их доля в общей численности занятых превысила 40%.

Распределение занятых в российской экономике по профессиональным группам, 1997 и 2008 гг. (в %)

Другими словами, сдвиги в спросе на рабочую силу шли в «правильном» направлении - от менее квалифицированных к более квалифицированным профессиональным группам.

Данные о распределении работников по уровням образования и видам занятий позволяют предположить, что у значительной части российской рабочей силы полученное образование было избыточным по отношению к тем видам труда, которыми она была занята. По самым минимальным оценкам, к тем, чей образовательный потенциал недоиспользуется, можно отнести около 15% работников сферы обслуживания, 20% сельскохозяйственных работников, 40% неквалифицированных рабочих и т.д. Это свидетельствует либо о крайне низком качестве имеющегося у них человеческого капитала, либо о его нерациональном использовании.

Можно предложить довольно простой подход, позволяющий получить примерную оценку величины разрыва между спросом и предложением высококвалифицированной рабочей силы в современной российской экономике. В первом приближении все занятия можно разбить на два больших сегмента - требующие высокой квалификации (уровни 1-3 по ОКЗ) и не требующие ее (уровни 4-9 по ОКЗ). Аналогично всех работников можно разделить на две большие группы в зависимости от полученной ими формальной подготовки - имеющие третичное образование (высшее, неполное высшее, среднее профессиональное) и не имеющие его. Сравнивая число рабочих мест, требующих высокой квалификации (спрос), с численностью экономически активного населения, имеющего высокое образование (предложение), можно получить обобщенное представление о том, в какой мере предложение высококвалифицированной рабочей силы соответствует спросу на нее и как соотношение между ними менялось во времени. Избыток предложения будет закрывать доступ к высококвалифицированным занятиям даже работникам с очень высоким образованием, обрекая их на безработицу или заставляя «оседать» на рабочих местах, не соответствующих полученной ими подготовке. Напротив, избыток спроса будет втягивать в высококвалифицированные занятия даже работников с достаточно низким образованием.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9

Экономика и управление энергетических предприятий
Смета затрат на приобретение основных элементов и сборку ПГУ ...

Анализ формирования, распределения и эффективности использования прибыли на ООО Детальснаб
Рыночная экономика в Российской Федерации набирает все большую силу и с ней набирает силу и конкуренция, как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимани ...