Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Развитие экономической системы пореформенной России

декабря 1991 года Советский Союз официально прекратил свое существование. Для России - самого крупного из государств, образовавшихся в результате распада СССР - последующие 20 лет оказались непростым переходным периодом, полным драматических событий.

Экономика СССР, которая существовала до перестройки, была создана еще при И.В. Сталине, и претерпела некоторые изменения в период с 1953 по 1987 год. План на пятилетку и годовые планы были основными механизмами, позволявшими трансформировать экономическую политику государства в экономические программы. В соответствии с экономической политикой, Государственный комитет по планированию - Госплан - формулировал производственные планы на заранее определенные периоды. Региональные комитеты затем делали конкретные планы по выпуску определенного количества единиц продукции для каждого государственного предприятия и по сельско-хозяйственной продукции для каждого колхоза или совхоза. Централизованная плановая система базировалась на предположении, что если по каждому виду продукции будет выполнен или перевыполнен план, то спрос и предложение будут сбалансированы. [13,стр.63]

Роль правительства заключалась в том, чтобы обеспечивать выполнение этих планов. Ответственность за выполнение планов шла от самых высших чинов до простых работников. На государственном уровне, около семидесяти министерств и государственных комитетов, отвечали за свои отрасли экономики, контролировали экономическую активность в им подчиненных секторах. Региональные комитеты отчитывались перед государственными за выполнение планов в им подчиненных регионах. [13,стр.65]

Планы устанавливались как на добычу полезных ископаемых, так и на производство конечных товаров и услуг для потребления. Теоретически, но не практически, централизованная плановая система обеспечивала баланс выпуска продукции между секторами экономики. При плановой экономике государство выполняло распределяющую функцию, которую выполняют цены при рыночных отношениях. В Советском Союзе цены фактически нужны были только для обеспечения учета. Правительство устанавливало цены на все продукты, базируясь на роли каждого такого продукта в экономике и, реже, исходя из себестоимости производства, но никак не на основе экономических критериев (спроса и предложения). Такая система приводила к появлению аномалий. Так, например, цены на хлеб были значительно ниже себестоимости его производства, а промышленность обеспечивалась сырьем и топливом по ценам ниже рыночных.

Плановая система позволила советским лидерам эффективно перераспределять ресурсы во время кризисов, а также быстро восстановить экономику СССР после второй мировой войны. Быстрое восстановление экономики после войны, а также преимущественное развитие оборонной промышленности в последующие годы сделали Советский союз супердержавой.

После распада СССР российское правительство стало активно проводить экономические реформы вплоть до конца 1990-х годов. Попытки преобразить советскую экономику, сделанные М.С. Горбачевым, и последовавший за этим полный провал перестройки только засвидетельствовали всю серьезность проблемы перехода к рыночным отношениям. Начиная с 1991 года, под руководством Б.Н. Ельцина, страна сделала большой шаг в направлении рыночных отношений, перейдя к рыночному регулированию цен. Однако первые годы развития экономики постсоветской России были отмечены такими неправильными действиями как приватизация (часто за гроши) ведущих промышленных предприятий и политика поощрения импорта, а также заключение контрактов с иностранными партнерами на заведомо невыгодных условиях, что больно ударило по отечественной промышленности. Также, вплоть до 1996 года практически полностью отсутствовала законодательная база для новых рыночных отношений. Поэтому, хотя возращение к плановой советской системе к середине 1990-х годов уже было маловероятно, конфигурация и перспективы развития экономики России оставались неопределенными.

Кроме того, курс рубля по отношению к доллару США постоянно падал, и темпы инфляции в стране были очень высокими. Такое состояние экономики делало очень сложным оценить размер ВВП России в долларах США для сравнения с ВВП других стран. (см. Приложения, рис.1) [19]

По официальным данным, в 1994 году ВВП России составил 604 триллиона рублей (примерно 207 млрд долларов) или около 4% ВВП США за этот же год. Но эта цифра не отражала истинного экономического положения в стране. ВВП России, рассчитанный по паритету покупательной способности, в 1994 году составил 678 млрд долларов, что равнялось примерно 10% американской экономики. На душу населения рассчитанный таким образом ВВП России составил 4573 долларов или примерно 19% аналогичного показателя в США. В то же время, размер теневой экономики в России составлял в те годы приблизительно 50% всей экономики и 40% денежного оборота. (см. Приложения, рис.2) [19]

Перейти на страницу: 1 2 3

Анализ финансового состояния ООО АйТиАйСи
.Общая характеристика ООО «АйТиАйСи» Общество с ограниченной ответственностью «АйТиАйСи», согласно Устава, является коммерческой организацией, главной целью которой является извлечение прибыли. Организация учреждена единственным учредителем - Марченко Михаилом Олеговичем ...

Ценовая стратегия предприятия
Рыночная экономика основывается на самостоятельных, экономически обоснованных товаропроизводителях, а для них цены - решающий фактор результатов производственной и финансовой деятельности фирмы. Рынок диктует условия выживания. Поэтому правильно выбранная ценовая политика, г ...