Категории
Нормирование труда: сущность, методы и принципы
Методы измерения производительности труда.
При измерении производительности труда применяют натуральный, трудовой и стоимостной методы.
Натуральным методом определяется уровень производительности труда как отношение объема произведенной продукции в натуральном выражении к численности работников данного подразделения. Этот метод наиболее простой и наглядный, но применение его возможно лишь на тех участках производства, где выпускается абсолютно однородная продукция.
При натуральном методе производительность труда (ПТ) определяется по формуле:
ПТ = (1)
где: VН - объем производства продукции в натуральном выражении;- численность работников, человек.
При стоимостном методе уровень производительности труда определяется отношением объема произведенной продукции ( в неизменных ценах) к среднесписочной численности промышленно-производственного персонала.
При этом производительность труда определяется по формуле:
ПТ = или ПТ =
(2)
где: VС - объем произведенной продукции в неизменных ценах, руб.;- численность работников, человек;
Ц - цена за единицу продукции, руб.
Стоимостной метод наиболее распространенный. Главный недостаток - он не стимулирует предприятия к снижению затрат живого труда, так как при его использовании увеличение выпуска продукции можно достичь не за счет количества продукции, а за счет повышения цен (ассортиментных сдвигов).
При трудовом методе производительность труда определяется через показатель трудоемкости продукции (ТР) по формуле:
Тре = , (3)
где: Тре - трудоемкость единицы продукции, чел.-ч;
Б - баланс рабочего времени одного работника за период
изготовления продукции;- количество работников, занятых производством продукции, человек;Н - объем произведенной продукции в натуральном выражении.
Если мы определяем трудоемкость единицы продукции, выпущенной 1 работником в течение смены, то формула (3) примет вид:
Тре = . (4)
Под факторами изменения производительности труда понимаются причины, обуславливающие изменение ее уровня. В практике планирования и учета на большинстве действующих российских предприятий все факторы изменения производительности труда классифицируются по следующим основным группам:
• изменение технического уровня производства;
• совершенствование управления, организации производства и труда;
• изменение объема и структуры производства;
• прочие факторы.
Под резервами роста производительности труда на предприятии подразумеваются не используемые еще реальные возможности экономии трудовых ресурсов. Внутрипроизводственные резервы обусловлены совершенствованием и наиболее эффективным использованием оборудования и рабочей силы, а также сокращением потерь рабочего времени, экономией сырья, материалов, капитала и других видов ресурсов.
Различие между понятиями «факторы» и «резервы» заключается в том, что фактор в данном случае - это причина возможности осуществления какого-либо явления, а резерв - возможность, нереализованная в конкретном случае.
Обычно на российских предприятиях внутрипроизводственные резервы роста производительности труда разделяются на резервы снижения трудоемкости, улучшения использования рабочего времени, экономии материальных ресурсов и орудий труда.
По времени использования резервы роста производительности труда разделяются на текущие и перспективные. Текущие резервы могут быть реализованы в ближайшем периоде и, как правило, не требуют значительных единовременных затрат. Перспективные резервы роста производительности труда обычно требуют перестройки производства, внедрения новых технологий и.т.д., а для этого необходимы дополнительные капитальные вложения и значительные сроки осуществления работ.
Анализ эффективности деятельности ООО Солидарность
В
условиях рыночных отношений, когда предприятия получают практически полную
финансовую независимость, встаёт необходимость мобилизации всех внутренних
резервов предприятия и дальнейшей их реализации для выживания в конкурентной
среде. Имея надёжный источник капитала в виде ...
Ценовая политика на предприятии
Ценовая
политика предприятия - важнейшая составная часть маркетинговой политики,
состоящая в установлении цен, обеспечивающих выживание фирмы в рыночных
условиях, и включающих выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы
предприятия, выбор ценовых рыночных страт ...