Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Нормирование труда: сущность, методы и принципы

Методы измерения производительности труда.

При измерении производительности труда применяют натуральный, трудовой и стоимостной методы.

Натуральным методом определяется уровень производительности труда как отношение объема произведенной продукции в натуральном выражении к численности работников данного подразделения. Этот метод наиболее простой и наглядный, но применение его возможно лишь на тех участках производства, где выпускается абсолютно однородная продукция.

При натуральном методе производительность труда (ПТ) определяется по формуле:

ПТ = (1)

где: VН - объем производства продукции в натуральном выражении;- численность работников, человек.

При стоимостном методе уровень производительности труда определяется отношением объема произведенной продукции ( в неизменных ценах) к среднесписочной численности промышленно-производственного персонала.

При этом производительность труда определяется по формуле:

ПТ = или ПТ = (2)

где: VС - объем произведенной продукции в неизменных ценах, руб.;- численность работников, человек;

Ц - цена за единицу продукции, руб.

Стоимостной метод наиболее распространенный. Главный недостаток - он не стимулирует предприятия к снижению затрат живого труда, так как при его использовании увеличение выпуска продукции можно достичь не за счет количества продукции, а за счет повышения цен (ассортиментных сдвигов).

При трудовом методе производительность труда определяется через показатель трудоемкости продукции (ТР) по формуле:

Тре = , (3)

где: Тре - трудоемкость единицы продукции, чел.-ч;

Б - баланс рабочего времени одного работника за период

изготовления продукции;- количество работников, занятых производством продукции, человек;Н - объем произведенной продукции в натуральном выражении.

Если мы определяем трудоемкость единицы продукции, выпущенной 1 работником в течение смены, то формула (3) примет вид:

Тре = . (4)

Под факторами изменения производительности труда понимаются причины, обуславливающие изменение ее уровня. В практике планирования и учета на большинстве действующих российских предприятий все факторы изменения производительности труда классифицируются по следующим основным группам:

• изменение технического уровня производства;

• совершенствование управления, организации производства и труда;

• изменение объема и структуры производства;

• прочие факторы.

Под резервами роста производительности труда на предприятии подразумеваются не используемые еще реальные возможности экономии трудовых ресурсов. Внутрипроизводственные резервы обусловлены совершенствованием и наиболее эффективным использованием оборудования и рабочей силы, а также сокращением потерь рабочего времени, экономией сырья, материалов, капитала и других видов ресурсов.

Различие между понятиями «факторы» и «резервы» заключается в том, что фактор в данном случае - это причина возможности осуществления какого-либо явления, а резерв - возможность, нереализованная в конкретном случае.

Обычно на российских предприятиях внутрипроизводственные резервы роста производительности труда разделяются на резервы снижения трудоемкости, улучшения использования рабочего времени, экономии материальных ресурсов и орудий труда.

По времени использования резервы роста производительности труда разделяются на текущие и перспективные. Текущие резервы могут быть реализованы в ближайшем периоде и, как правило, не требуют значительных единовременных затрат. Перспективные резервы роста производительности труда обычно требуют перестройки производства, внедрения новых технологий и.т.д., а для этого необходимы дополнительные капитальные вложения и значительные сроки осуществления работ.

Перейти на страницу: 1 2 

Анализ эффективности деятельности ООО Солидарность
В условиях рыночных отношений, когда предприятия получают практически полную финансовую независимость, встаёт необходимость мобилизации всех внутренних резервов предприятия и дальнейшей их реализации для выживания в конкурентной среде. Имея надёжный источник капитала в виде ...

Ценовая политика на предприятии
Ценовая политика предприятия - важнейшая составная часть маркетинговой политики, состоящая в установлении цен, обеспечивающих выживание фирмы в рыночных условиях, и включающих выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных страт ...