Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Экономическая теория

Спрос, предложение, рыночная цена

Спрос на экономические блага. Величина спроса и его характер.Спрос - это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за необходимые им товары.

Любой покупатель стремится максимально полно удовлетворить все свои потребности путем приобретения различных товаров. Однако он ограничен в своих действиях имеющейся в его распоряжении суммой денег, которые он имеет возможность передать в обмен на необходимый ему набор товаров. Таким образом, покупатель будет стремиться составить определенную комбинацию различных планируемых для покупки товаров, которая будет доступна для него по своей общей стоимости и одновременно наилучшим образом удовлетворит его индивидуальные потребности в целом. Формируется индивидуальный спрос - намерение покупателей покупать нужные им товары, подкрепленное их возможностью оплатить эти товары.

Предположим, что существует некоторый набор потребностей покупателя, удовлетворяемых каждая своим товаром. На каждый из товаров существуют определенные цены, и покупатель решил для себя, что его общая удовлетворенность всеми покупками в целом будет оптимальна, если он купит эти товары в некоторых определенных количествах. При снижении цены на любой из товаров часть имеющихся у покупателя средств остается свободной для дополнительного использования и лучшего удовлетворения одной или нескольких его потребностей. В зависимости от приоритетов покупателя в удовлетворении своих различных потребностей может увеличиться спрос либо только на исследуемый товар, либо на любой другой из товаров, либо на несколько товаров, включая или исключая исследуемый, в любой пропорции. То есть со снижением цены, спрос на товар только повысится.

Кроме того, в реальности в большинстве случаев существуют близкие по назначению товары, способные удовлетворить одну и ту же потребность, но отличающиеся, например, по сложности извлечения из них пользы, по продолжительности временного интервала, в течение которого возможно извлечение из них пользы, по интенсивности удовлетворения ими соответствующей потребности покупателя. Предположим, что до снижения цены на исследуемый товар фиксированную сумму можно было с чуть большей пользой направить на покупку близкого другого товара: условно, 5 единиц товара-1 давало чуть меньшее удовлетворение по сравнению 15 единицами товара-2, и поэтому приобретался товар-2. Если же цена товара-1 снизилась, то у покупателя появляется возможность на те же деньги купить либо, скажем, 7 единиц товара-1, либо те же 15 единиц товара-2, количественный прирост товара-1 вполне может компенсировать разницу в степени полезности товара-1 и товара-2, и выбор будет сделан в пользу товара-1, на который снизилась цена. То есть снижение цены делает товар более привлекательным для покупателя по сравнению с альтернативным, близким по назначению товаром, и спрос на подешевевший товар может возрасти еще и за счет выбора в его пользу по сравнению с альтернативным товаром (но может и остаться прежним, если количественный прирост недостаточен для покрытия разницы полезности).

Постоянство спроса на определенный товар при снижении цены на него хотя и вероятно, но не может бесконечно сохраняться при постепенном дальнейшем снижении цены. Используя сэкономленные на покупке данного товара средства на повышенное удовлетворение иных потребностей, покупатель в конце концов неизбежно захочет лучше удовлетворить свою потребность, связанную именно с данным товаром, поскольку она будет отставать от удовлетворения иных потребностей. Тот же вывод следует из того, что количественный возможный прирост данного товара по сравнению с альтернативным в конце концов приведет к выбору большего количества товара-1 по сравнению с прежним количеством товара-2.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Антимонопольное регулирование российская практика
Важной частью государственного регулирования отраслевых рыночных структур и поведения фирмы в экономике является антимонопольная политика правительства, то есть регулирование такой деятельности фирм, которая, по мнению специалистов, наносит удар по конкуренции. Среди целе ...

Цикличность экономического развития
Современное общество стремится к постоянному улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивый экономический рост. Однако долговременный экономический рост не является равномерным, а постоянно прерывается периодами экономической нестабильности. Эк ...