Категории
Общественный выбор и поиск ренты в модели представительной демократии
Основной принцип теории общественного выбора заключается в том, что люди действуют одинаковым образом как в роли частного лица, так и в любой общественной роли. При анализе личного выбора все люди действуют как правило из рационального преследования своих личных выгод. Как потребители они максимально увеличивают полезность, как предприниматели они максимально увеличивают прибыль и т.д. В заключение можно отметить, что теоретики общественного выбора предполагают, что действия и выбор людей, которые занимают общественные посты, также управляют исходя из соображений личной выгоды.
Экономика бюрократии эта система организаций, которая удовлетворяет минимум двум критериям: Не производит экономические блага. Часть доходов извлекает из источников, которые не связанны с продажей своей деятельности. Бюрократия является неотъемлемой частью современного государства. Государственные законодательные органы принимают участие в формировании исполнительного аппарата, цель которого - выполнение функций государства, а также защита интересов избирателей. Законодатели избираются непосредственно гражданами, которые сами находятся в прямом подчинении у действующего бюрократического аппарата. Таким образом, избиратели, законодательный аппарат и бюрократия находятся в круговом взаимодействии. Интересы бюрократии проявляются в поиске возможностей получения политической ренты. Политическая рента это деятельности, связанная с использованием действующих политических институтов для получения (сохранения) определенных экономических выгод. При принятии решений чиновники руководствуются возможностью получения материальных благ и выгод от общества в целом или от отдельных лиц. При этом они стремятся к получению максимально возможного размера экономической ренты. Поэтому приверженцы теории общественного выбора выступают за всестороннее, максимально возможное ограничение экономических функций государства. Они считают политико-экономический цикл, где основой является приватизация, содержанием - развитие "мягкой инфраструктуры", а конечной целью - создание институциональной экономики, условием эффективной борьбы с бюрократией.
Поиск политической ренты (political rent seeking) - это стремление получить экономическую ренту с помощью политического процесса. Правительственные чиновники стремятся получить материальные выгоды за счет как общества в целом, так и отдельных лиц, добивающихся принятия определенных решений. Бюрократы, участвуя в политическом процессе, стремятся провести такие решения, чтобы гарантировать себе получение экономической ренты за счет общества. Политики заинтересованы в решениях, которые обеспечивают явные и немедленные выгоды и требуют скрытых, трудно определяемых издержек. Подобные решения способствуют росту популярности политиков, но, как правило, они экономически неэффективны.
В условиях представительной демократии процесс голосования усложняется. В отличие от частного, общественный выбор осуществляется через строго определенные промежутки времени и ограничен кругом претендентов со своим пакетом программ.
Последнее означает, что избиратель лишен возможности выбирать несколько депутатов: одного - для решения проблем безработицы, другого - для борьбы с инфляцией, третьего - для сглаживания амплитуды экономического цикла.
Он вынужден выбирать одного депутата, позиция которого далеко не полностью совпадает с его предпочтениями. Гораздо сложнее становится и процедура голосования. Избирательное право может быть обусловлено имущественным цензом или цензом оседлости.
Для выдвижения кандидата может требоваться относительное или абсолютное большинство. Избиратели должны располагать определенной информацией о предстоящих выборах. Имеет место своеобразный эффект порога - это минимальное значение пользы, которое необходимо превысить, чтобы избиратель участвовал в политическом процессе.
Такое явление в теории общественного выбора называется рациональным поведением. Определенную неясность вносит и сам трактовка понятия представительной демократии. Дело в том, что здесь существует два подхода. В соответствии с первым, органы представительной демократии должны состоять из граждан, которые отражают структуру общества - возрастные, классовые, этнические характеристики, т.е. быть зеркальным отражением оригинала. И соответственно, копировать поведение общества, интересы которого отражают.
В соответствии со вторым, реализуется принцип "принципал - агент", то есть представитель действует в интересах народа, как агент в интересах начальника, но с определенной степенью свободы.
Представители теории общественного выбора показали, что нельзя полностью полагаться на результаты голосования, поскольку они в существенной степени зависят от конкретного регламента принятия решений. Сама демократическая процедура голосования в законодательных органах также не препятствует принятию экономически не-эффективных решений. То есть в обществе (выборном органе) отсутствует рациональный подход, нарушается принцип транзитивности предпочтений.
Цена и ценообразование
Как только у человека возникает необходимость что-то
купить, он сразу же вспоминает о цене нужного товара и ее цифровом выражении.
При этом возможны следующие варианты реакции на объявленную цену: он либо
признает ее слишком высокой, отнюдь не соответствующей потребительским ...
Анализ финансового состояния МУП ПАТП-1 г. Ярославля
В
условиях экономического кризиса многие российские предприятия испытывают
многочисленные финансовые проблемы, к числу которых относятся неустойчивость
хозяйственной деятельности, неплатежеспособность, неэффективность производства
и сбыта продукции. Переход к рыночной эконо ...