Категории
Конкуренция и типология конкурентных рынков
«Конкуренция» от позднелатинского «concurentia» - сталкиваться. В общеупотребительном смысле конкуренция означает соперничество в достижении более лучших результатов в определенной общественной сфере [2, c. 28]. Конкуренцию - экономическое явление, фактор достижения экономического успеха отдельными предпринимателями, потребителями продукции и общества в целом.
Конкуренция имеет следующие признаки:
состязательность на рынке между хозяйствующими субъектами;
состязательность или соперничество выражается в активном поведении предпринимателей;
результат состязательности или соперничества - ограничение возможностей предпринимателей односторонне влиять на цены и другие условия сделок [8, c. 59].
Однако важно описать не только свойства конкуренции как явления, но и обстоятельства, благодаря которым такое явление возникает:
действуют имущественно и организационно независимые поставщики товаров в количестве, достаточном для возникновения состязательности между ними;
имеются имущественно и организационно независимые покупатели товаров в количестве, достаточном для формирования некоторого уровня платежеспособного спроса;
поставщики и потребители действуют экономически независимо (без сговоров и горизонтальных соглашений);
отсутствуют экономические и другие препятствия в доступе к сырью, материалам, капиталам, трудовым ресурсам, технологиям, информационному обеспечению рыночных отношений и другим производственным ресурсам.
Правовое значение используемого в российском антимонопольном законодательстве понятия «конкуренция» выражается в следующем:
создание необходимых условий для развития конкуренции, ее защиты - цель антимонопольного законодательства и критерий его эффективности;
недопущение, ограничение и устранение конкуренции (совершенное, например, с помощью картельного соглашения) и ее недобросовестные проявления являются противоправными и наказуемыми деяниями;
сложившиеся в ходе конкуренции на конкретном рынке обычаи делового оборота являются стандартом для выявления случаев недобросовестной конкуренции;
содействие развитию конкуренции отнесено законодателем к основным задачам федерального антимонопольного органа и других уполномоченных органов государственной власти, действующих совместно с антимонопольным органом;
условия конкуренции на соответствующем рынке выступают критерием при проведении государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией [11, c. 18].
В экономической теории, в зависимости от степени развитости конкурентной среды, выделяются три вида конкурентных рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции и олигополии.
Рынок совершенной («чистой») конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта. При этом ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара.
Олигополия - рынок, на котором действует несколько крупных предпринимателей, каждый из которых предлагает идентичную или разнородную продукцию. В условиях олигополии присутствуют некоторые препятствия при входе на рынок. Отличительная черта олигополии - большое разнообразие в поведении продавцов - от строгого соперничества до сговора. Олигополия может проявляться и в другом качестве, когда на рынке действует не несколько крупных продавцов, а несколько крупных покупателей. Такая ситуация на рынке называется олигопсонией.
Рынок монополистической конкуренции. Первый вид - рынок, на который множество мелких хозяйствующих субъектов поставляют разнородную продукцию. Субъекты рынка многочисленны, однако обладают некоторой рыночной властью благодаря дифференциации продукции и сегментированию соответствующего товарного рынка.
Второй вид - рынок, на котором присутствуют одно-два предприятия, занимающих доминирующее положение, и значительное количество небольших по рыночной доле предприятий-аутсайдеров [11, c. 25].
Сравнительный анализ конкурентных рынков представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Сравнительный анализ конкурентных рынков
Характерная черта |
Чистая монополия |
Олигополия |
Монополистическая конкуренция |
Совершенная конкуренция |
Число фирм |
Одна |
Несколько |
Много |
Очень много |
Тип продукта |
Уникальный |
Стандартизированный |
Дифференцированный |
Стандартизированный |
Контроль над ценами |
Полный |
Ограниченный взаимозависимостью |
Небольшой |
Отсутствует |
Условия вступления |
Блокировано |
Трудно |
Сравнительно легко |
Легко |
Типичные отрасли |
предприятия коммунального хозяйства |
Металлургия, автомобилестроение, нефтедобыча |
Розничная торговля |
Сельское хозяйство, фондовая биржа |
Анализ формирования, распределения и эффективности использования прибыли на ООО Детальснаб
Рыночная
экономика в Российской Федерации набирает все большую силу и с ней набирает
силу и конкуренция, как основной механизм регулирования хозяйственного
процесса. В современных экономических условиях деятельность каждого
хозяйствующего субъекта является предметом внимани ...
Антимонопольное регулирование российская практика
Важной частью государственного регулирования отраслевых рыночных
структур и поведения фирмы в экономике является антимонопольная политика
правительства, то есть регулирование такой деятельности фирм, которая, по
мнению специалистов, наносит удар по конкуренции.
Среди целе ...