Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Конкуренция и типология конкурентных рынков

«Конкуренция» от позднелатинского «concurentia» - сталкиваться. В общеупотребительном смысле конкуренция означает соперничество в достижении более лучших результатов в определенной общественной сфере [2, c. 28]. Конкуренцию - экономическое явление, фактор достижения экономического успеха отдельными предпринимателями, потребителями продукции и общества в целом.

Конкуренция имеет следующие признаки:

состязательность на рынке между хозяйствующими субъектами;

состязательность или соперничество выражается в активном поведении предпринимателей;

результат состязательности или соперничества - ограничение возможностей предпринимателей односторонне влиять на цены и другие условия сделок [8, c. 59].

Однако важно описать не только свойства конкуренции как явления, но и обстоятельства, благодаря которым такое явление возникает:

действуют имущественно и организационно независимые поставщики товаров в количестве, достаточном для возникновения состязательности между ними;

имеются имущественно и организационно независимые покупатели товаров в количестве, достаточном для формирования некоторого уровня платежеспособного спроса;

поставщики и потребители действуют экономически независимо (без сговоров и горизонтальных соглашений);

отсутствуют экономические и другие препятствия в доступе к сырью, материалам, капиталам, трудовым ресурсам, технологиям, информационному обеспечению рыночных отношений и другим производственным ресурсам.

Правовое значение используемого в российском антимонопольном законодательстве понятия «конкуренция» выражается в следующем:

создание необходимых условий для развития конкуренции, ее защиты - цель антимонопольного законодательства и критерий его эффективности;

недопущение, ограничение и устранение конкуренции (совершенное, например, с помощью картельного соглашения) и ее недобросовестные проявления являются противоправными и наказуемыми деяниями;

сложившиеся в ходе конкуренции на конкретном рынке обычаи делового оборота являются стандартом для выявления случаев недобросовестной конкуренции;

содействие развитию конкуренции отнесено законодателем к основным задачам федерального антимонопольного органа и других уполномоченных органов государственной власти, действующих совместно с антимонопольным органом;

условия конкуренции на соответствующем рынке выступают критерием при проведении государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией [11, c. 18].

В экономической теории, в зависимости от степени развитости конкурентной среды, выделяются три вида конкурентных рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции и олигополии.

Рынок совершенной («чистой») конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта. При этом ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара.

Олигополия - рынок, на котором действует несколько крупных предпринимателей, каждый из которых предлагает идентичную или разнородную продукцию. В условиях олигополии присутствуют некоторые препятствия при входе на рынок. Отличительная черта олигополии - большое разнообразие в поведении продавцов - от строгого соперничества до сговора. Олигополия может проявляться и в другом качестве, когда на рынке действует не несколько крупных продавцов, а несколько крупных покупателей. Такая ситуация на рынке называется олигопсонией.

Рынок монополистической конкуренции. Первый вид - рынок, на который множество мелких хозяйствующих субъектов поставляют разнородную продукцию. Субъекты рынка многочисленны, однако обладают некоторой рыночной властью благодаря дифференциации продукции и сегментированию соответствующего товарного рынка.

Второй вид - рынок, на котором присутствуют одно-два предприятия, занимающих доминирующее положение, и значительное количество небольших по рыночной доле предприятий-аутсайдеров [11, c. 25].

Сравнительный анализ конкурентных рынков представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Сравнительный анализ конкурентных рынков

Характерная черта

Чистая монополия

Олигополия

Монополистическая конкуренция

Совершенная конкуренция

Число фирм

Одна

Несколько

Много

Очень много

Тип продукта

Уникальный

Стандартизированный

Дифференцированный

Стандартизированный

Контроль над ценами

Полный

Ограниченный взаимозависимостью

Небольшой

Отсутствует

Условия вступления

Блокировано

Трудно

Сравнительно легко

Легко

Типичные отрасли

предприятия коммунального хозяйства

Металлургия, автомобилестроение, нефтедобыча

Розничная торговля

Сельское хозяйство, фондовая биржа

Перейти на страницу: 1 2

Анализ экономической эффективности деятельности подразделения 5-ПЧ ОГПС-8 г. Краснокамск
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерац ...

Анализ финансовых рисков в динамике с использованием группировки
В условиях рыночных отношений проблема оценки риска финансово-хозяйственной деятельности предприятий приобретает самостоятельное теоретическое и прикладное значение как важная составная часть теории и практики управления. Предприятиям следует не избегать риска, а уметь у ...