Категории
Особенности антимонопольной политики РФ
Последовательное проведение государством антимонопольной политики - важное условие формирования и функционирования рынка, а практика применения антимонопольного законодательства имеет существенное значение для развития России. Приоритетными задачами конкурентной политики нашей страны являются:
антимонопольное сопровождение реформ естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктурных отраслей;
модернизация законодательства о защите и развитии конкуренции, естественных монополиях и рекламе;
контроль концентрации прав собственности на ограниченные природные ресурсы и предотвращение негативных последствий такой концентрации для конкуренции на товарных рынках;
содействие повышению прозрачности экономики, выявление реальных собственников и групп лиц, контролирующих компании, имеющие рыночную и монопольную власть;
разработка механизмов активного адвокатирования конкурентной политики;
усиление превентивных функций Федеральной антимонопольной службы, повышение ее прогнозных и аналитических возможностей [16].
Правовое регулирование конкуренции и монополии в России включает несколько направлений. Традиционное - противодействие монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, противодействие недобросовестной конкуренции, контроль за ограничивающими конкуренцию актами, действиями (бездействием) органов.
публичной администрации (органы исполнительной власти, представительные органы регионов и муниципалитетов, иные лица, наделенные властными полномочиями).
К особым направлениям правового регулирования конкуренции и монополии относятся: регулирование и контроль государственных и естественных монополий, контроль предоставления государственной помощи, правовое регулирование и контроль размещения публичных заказов (государственных, муниципальных закупок, а также в определенном объеме и закупок естественных монополий) в части обеспечения добросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов - претендентов на исполнение публичных заказов, экономической эффективности от размещения публичных заказов и удовлетворения интересов потребителей товаров, работ, услуг, заказы на которые размещаются в рамках публичных закупок [11, c. 48]. Защита интересов российского государства и российских производителей, а также контроль соблюдения требований добросовестной конкуренции при введении российским государством защитных мер в отношении иностранных производителей и/или государств, в чьих действиях обнаруживаются признаки негативного, вредного воздействия на конкуренцию в России, на экономические интересы российского государства и отечественных производителей.
В соответствии с данными направлениями можно выделить несколько основных источников правового регулирования конкуренции и монополии в России.
Нормы Конституции занимают основополагающее место в иерархии любого отечественного законодательства, в том числе правового регулирования конкуренции и монополии. В сфере конкурентного права в первую очередь к ним относится положение, провозглашающее принцип государственной поддержки конкуренции [7]. Кроме того, по Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Принятие конкурентного законодательства является исключительной прерогативой Российской Федерации, так как в исключительном ведении Российской Федерации находятся вопросы установления правовых основ единого рынка [7].
Международные акты, заключенные от имени России соответствующими уполномоченными органами власти, по вопросам антимонопольной и/или шире конкурентной политики в целом. В теории международного права выделяется три вида международных договоров - межгосударственные, межправительственные и межведомственные.
К межгосударственным, межправительственным договорам с участием Российской Федерации можно отнести двусторонние и многосторонние акты, содержащие нормы, направленные на обеспечение и развитие конкуренции, в том числе антимонопольного характера и/или противодействия недобросовестной конкуренции, а также договоры, связанные с вступлением или участием России в международных организациях, регулирующих вопросы конкуренции и монополии.
На федеральном уровне определенные отношения в сфере конкуренции и монополии могут регламентироваться нормативными правовыми актами Президента России, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять нормативно-правовое регулирование отношений в сфере конкуренции и монополии. В ограниченном объеме нормативные правовые акты, связанные с осуществлением контрольной и надзорной деятельности в области конкурентного права, могут издавать правоохранительные органы.
Формы и системы оплаты труда, области их эффективного использования
В
рыночных условиях хозяйствования предприятиям предоставлена большая свобода в
использовании трудовых ресурсов и определении форм и размеров оплаты труда
сотрудников. Сотрудники же, в свою очередь, достаточно свободно могут выбирать
предприятие, на котором им будут предлож ...
Анализ экономического потенциала Республики Бурятия
Проблемы устойчивого и согласованного социально-экономического развития
страны в целом и отдельных регионов являются как никогда актуальными на
современном этапе становления России как равноправного и стабильного члена
мирового сообщества. Развитие Российской Федерации в усл ...