Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Виды монополии

Классифицировать монополии можно по разным признакам, исходя из этого, можно сказать, что существует достаточно большое количество классификаций монополий. Рассматривая рынки несовершенной конкуренции, существует три вида монополии: чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Чистая монополия.

Чистая монополия, это монополия где одна фирма является единственным производителем продукта, у потребителей нет выбора, и в этом смысле продукт монополии для них уникален. Так как у чистого монополиста отсутствуют прямые конкуренты, то у него нет необходимости «завоевывать» потребителей. Рекламная деятельность монополиста носит характер связей с общественностью и проводится ради престижа и формирования благоприятного общественного мнения. Непреодолимыми являются барьеры вступления новых форм на рынки.

Так как чистый монополист - является единственным в своей отрасли, то спрос на его продукцию является одновременно и рыночным спросом. Нахождение цены и объема производства чистым монополистом будет осуществляться на основе его средних издержек производства и рыночного спроса. Рыночный спрос единственное ограничение для чистой монополии в установлении цены, если она не регулируется государством.

Пытаясь максимизировать прибыль, чистая монополия может использовать ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация - это способ ценообразования когда, при одинаковых средних издержках производства для различных групп потребителей назначаются различные цены (например, тарифы на электроэнергию, междугородние телефонные переговоры в дневное и ночное время).

Четкое выделение групп потребителей и невозможность перепродажи товара и услуги необходимы для использования чистой монополией ценовой дискриминации.

Разновидностью чистой монополии может быть естественная монополия. Естественная монополия - это тип рынка чистой монополии, на котором экономически эффективно отсутствие конкуренции в связи с тем, что минимальные средние долгосрочные издержки при любом объеме производства могут быть получены при работе на рынке только одной фирмы. Например, водой в городе всех снабжает один производитель.

В Российской федерации к естественным монополиям относят электропроизводство, электроснабжение, коммунальное хозяйство, транспортировку газа и нефти по трубопроводам, обычную почтовую связь, терминалы портов, аэропортов, железные дороги.

Монополистическая конкуренция.

При монополистической конкуренции на рынке имеется относительно большое число мелких, средних и крупных фирм. Таковы розничная торговля, бытовые услуги, общественное питание, производство одежды, обуви и т.п. Важным признаком монополистической конкуренции является так называемая «дифференциация» продукта, т.е. наличие разных видов товара. Благодаря им, рынок отдельного товара образует сеть взаимосвязанных микрорынков отдельных продавцов, на каждом из которых можно влиять на намерения покупателей, побуждать их платить более высокую цену за усовершенствованный товар.

Вступить в отрасли с монополистической конкуренцией легко, так как требуется относительно небольшой капитал, однако по сравнению с чистой конкуренцией необходимы дополнительные финансовые затраты на рекламу и совершенствование качества продукта.

Соперничество в условиях монополистической конкуренции сосредоточивается как на цене, так и на неценовых факторах, таких как качество, реклама, после продажное обслуживание.

Определение цены и объема производства фирмами, действующими в условиях монополистической конкуренции, может иметь сходство как с чисто конкурентным рынком, так и с чистой монополией. В краткосрочном периоде фирма, производя дифференцированный товар, ведет себя как чистый монополист и получает экономическую прибыль.

Перейти на страницу: 1 2

Анализ экономических показателей деятельности ООО Алькор-Ко
Эффективная управленческая деятельность в современных сложных условиях невозможна без применения современных инструментов менеджмента (методов, методик, концепций, и т.д.). При всем многообразии инструментов управленческого воздействия, в рамках данной работы, я рассмотрю л ...

Анализ экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия
В настоящее время в условиях рыночной экономики появляется всё больше и больше торговых предприятий. Каждое предприятие стремится получить как можно большую прибыль при минимальных затратах. Для обеспечения прибыльности своего дела предпринимателю следует глубоко анализирова ...