Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Виды монополии

В долгосрочном периоде фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, как и чисто конкурентный производитель, ориентируется на безубыточность. Получение прибыли в краткосрочном периоде может привлечь новых производителей. Кроме того, усиливается конкуренция в связи с появлением большого числа продуктов-заменителей. Это влечет за собой исчезновение экономической прибыли.

Олигополия.

На рынке олигополии действуют несколько фирм. Олигополистами могут быть не только крупные компании, но и фирмы, абсолютные размеры которых не очень велики, но которые играют роль ведущих производителей в рамках специализированных производств или локально территориальных рынков.

В отличие от чистой и монополистической конкуренции при олигополии появляется новая черта в конкурентной борьбе: ни одна фирма в олигополистической отрасли не решится изменить свою ценовую политику, не попытавшись оценить наиболее вероятные действия основных конкурентов. Взаимозависимость, вытекающая из немногочисленности участников олигополии, заставляет при установлении цены и объема производства учитывать не только собственные издержки производства и спрос, но и ответную реакцию конкурентов.

К олигополии относятся картели. Картель - это тип олигополии, когда фирмы заключают между собой открытое или тайное соглашение о цене, общем объеме производства и квотах Квота устанавливает долю каждой фирмы - участницы картеля в общем объеме производства и продаж.

Также в зависимости от характера и причин возникновения можно разделять монополии на:

.Естественные монополии (возникающие из-за особых условий хозяйствования или технологий, таких как транспортировка нефти, газа, почтовая связь и т.п.);

.Легальные монополии (защищенные от конкуренции авторскими правами, патентами, торговыми марками);

.Искусственные монополии (создаваемые ради получения монополистических выгод в формах картелей, синдикатов, трестов, концернов и др.)

Хотелось более полно раскрыть сущность выше указанных видов монополии:

Государственная монополия - монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирование.

Естественная монополия - предприятия, объединенные единой сбытовой организацией. Состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Искусственная монополия - под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка: а) создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм; б) ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистические объединения) доступ к источникам сырья и энергоносителям; в) создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии; г) применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства); д) «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой. Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм.

Перейти на страницу: 1 2 

Анализ формирования доходов бюджета Российской Федерации и выявление мер по их увеличению
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осущ ...

Формы и системы оплаты труда, области их эффективного использования
В рыночных условиях хозяйствования предприятиям предоставлена большая свобода в использовании трудовых ресурсов и определении форм и размеров оплаты труда сотрудников. Сотрудники же, в свою очередь, достаточно свободно могут выбирать предприятие, на котором им будут предлож ...