Категории
Анализ развития АПК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Рисунок 2.3 - Динамика производства сельскохозяйственной продукции (в фактически действовавших ценах; млрд. руб )
В первом полугодии 2012г. в сельском хозяйстве в хозяйствах всех категорий производство продукции в текущих ценах составило 34070,1 млрд. руб. и увеличилось по сравнению с соответствующим периодом 2011г. в сопоставимых ценах на 5,1%.
В организациях, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, объёмы производства продукции за этот период увеличились на 6,7%, при этом продукция животноводства - на 7,8%, растениеводства - на 0,2%
Несмотря на положительную динамику развития сельскохозяйственного производства Беларуси, А. Герасименко в своих исследованиях отмечает, что недореформированное и неэффективно функционирующее сельское хозяйство является бременем для государственного бюджета. Уровень бюджетной поддержки сельского хозяйства в Беларуси (4,15% к ВВП) значительно выше, чем в других странах (Рис. 2.4). А удельный вес трансфертов, выраженный в процентах к добавленной стоимости в агросекторе, у нас достигает 67%, при том, что в ЕС этот показатель соответствует 30%, в Канаде - 34%, России - 30% [16].
Рисунок 2.4 - Уровень бюджетной поддержки сельского хозяйства в разных странах мира, % к ВВП
Большинство мер поддержки, применяемые в Беларуси, по классификации ВТО относятся к так называемой «желтой корзине», т.е. они искажают производство и торговлю.
По оценкам Всемирного банка, в 20082010 гг. на долю «желтой корзины» в Беларуси совокупно пришлось 86% объема господдержки, что составило около 40% сельскохозяйственного ВВП. Самая значительная статья расходов (42%) приходится на субсидирование процентных ставок по кредитам и исполнение госгарантий в их погашении. Субсидии на приобретение средств производства (удобрений, пестицидов, семян, топлива) составили 28% от общего объема «желтой корзины». На субсидирование лизинга приходится 12%, на поддержку производства отдельных видов сельхозпродукции - 9%.
В то же время на меры поддержки, относящиеся к
«зеленой корзине»
(наименее искажающие производство и торговлю), в 2010 г. было выделено лишь 12% от общего объема финансирования. В мире для данных целей приходится
более 70% господдержки. При этом, как следует из доклада Всемирного банка, белорусская «зеленая корзина» отличается низким уровнем разнообразия и ограничена набором базовых государственных услуг, направленных на поддержание конкурентоспособности сектора. Ее основу составляет мелиорация и в меньшей степени - расходы на исследование, образование и НИОКР [16].
В 2005-2011 годы аграрный комплекс полностью обеспечивал потребности внутреннего продовольственного рынка страны и при этом осуществлялась поставка на экспорт. Как отмечает С.Шапиро, экспортная деятельность в предстоящие годы будет приоритетной в белорусском АПК. Однако, по мнению автора, путь на зарубежные продовольственные рынки будет нелегким. Во-первых, по мере роста материального благополучия населения требования к качеству продовольственных товаров постоянно возрастают как на внутреннем, так и на внешних рынках. Во-вторых, конкуренция на внешних рынках усиливается вследствие повышения активности ряда крупных развивающихся государств: Китая, Бразилии, Аргентины и других. Следует учесть и то, что сельскохозяйственное производство России тоже набирает темпы [17].
Для решения насущных проблем в АПК нужны меры инновационного характера, обеспечивающие существенное наращивание производства сельскохозяйственной продукции при экономической целесообразности, расширение ее ассортимента и повышение качества до уровня мировых стандартов.
С целью повышения эффективности АПК, повышения доходов сельского населения и других социально-экономических целей разработана и запущена Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 гг. Предусматривается, что эффективность сельскохозяйственного производства будет повышено за счет:
приведения затрат на производство сельскохозяйственного сырья и продовольствия к нормативному уровню;
повышения продуктивности отраслей сельского хозяйства;
развития материальной базы и технико-технологического переоснащения агропромышленного производства;
установления приоритета экономических показателей, характеризующих доходность производства, рентабельность продаж товаров, продукции, работ, услуг, окупаемость инвестиций.
Предполагается, что за счет приведения затрат к нормативному уровню сэкономится около 1 трлн. руб. Повышение эффективности отраслей растениеводства и животноводства должно снизить удельные затраты на производство сельхозпродукции на 5-10%, что сегодня оценивается в сумме 1,5 трлн. руб., и обеспечить рост рентабельности продаж до 11% в целом по стране [18].
Проанализировав динамику, состав, структуру социально-экономических показателей аграрного сектора, можно сделать выводы о том, что государству необходимо сконцентрировать большее внимание на увеличение этих показателей.
Анализ хозяйственной деятельности предприятия (на примере ООО Спецтехника)
В условиях рыночных отношений предприятию необходимо постоянно повышать
конкурентоспособность продукции и услуг, внедрять современные технологии
хозяйствования и управления производством и передовые достижения
научно-технического прогресса.
Анализ хозяйственной деятельно ...
Анализ экономической эффективности деятельности подразделения 5-ПЧ ОГПС-8 г. Краснокамск
Законодательство
Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции
Российской Федерации, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и
иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерац ...