Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Развитие АПК Республики Беларусь: проблемы и пути их решения

Стратегия развития АПК - сформировать систему хозяйствования, обеспечивающую устойчивое развитие и повышение эффективности производства для надежного снабжения населения продуктами питания, перерабатывающей промышленности - сырьем, активизацию экспорта и укрепление продовольственной безопасности страны.

Решая проблему продовольственной безопасности на национальном уровне, нельзя игнорировать усиливающиеся тенденции глобализации мировой экономики, быстро развивающиеся связи и либерализацию торговли сельскохозяйственной продукцией. В то же время отношения государств, базирующиеся на взаимодействии экономик, обусловлены, в первую очередь, созданием в сфере национального хозяйства внутренних возможностей устойчивого и эффективного развития. Важнейшие составляющие устойчивости - социальная, экономическая и экологическая сферы в их рациональном взаимодействии представлены триадой «человек - экономика - окружающая среда».

Стратегия устойчивого инновационного развития агропромышленного производства определяет приоритетные направления, сущность важнейших из которых заключаются в следующем:

• техническое и технологическое переоснащение, модернизация материально-технической базы не только сельского хозяйства и всего агропромышленного производства, но и сельской территории;

• совершенствование размещения и специализации, обеспечивающие эффективное развитие отраслей сельскохозяйственного производства и создание устойчивых сырьевых зон перерабатывающей промышленности;

• устойчивость и эффективность производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в объемах, достаточных для сбалансированности внутреннего рынка при его экспортной ориентации;

• интеграция субъектов АПК в многоотраслевые и специализированные объединения юридических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в единой технологической цепи «производство - переработка - сбыт»;

• создание условий для устойчивого развития сельской территории и повышения качества жизни сельского населения.

В целом реализация стратегии устойчивого инновационного развития агропромышленного комплекса предполагает проведение комплекса мер, обеспечивающих решение ряда задач. Одна из таких важнейших задач, решение которой все еще проблематично, - повышение эффективности производства и достижение самоокупаемости и самофинансирования АПК. Выполнение этой задачи настолько важно, насколько и сложно [19,с.4].

Рассматривая проблемы развития агропромышленного комплекса республики, решение которых требует соответствующей дифференциации мер, включая программное регулирование, следует выделить три группы вопросов:

• задачи, разрешаемые посредством мер общегосударственной экономической и социально-демографической политики;

• отраслевые проблемы, свойственные непосредственно сельскохозяйственному производству и агропромышленному комплексу;

• особенности регионального развития (Полесье; территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению; рекреационные территории).

Из наиболее актуальных, типичных для большинства отраслей и предприятий, в т. ч. и сельского хозяйства, выделяются проблемы, сущность которых заключается в следующем.

Высокая стоимость заемных средств, которая напрямую зависит от политики Национального банка Республики Беларусь. В агропромышленном комплексе большинство инвестиционных программ осуществляется на основе заимствований (кредитные ресурсы выделяются на строительство жилья на селе, реконструкцию и строительство животноводческих объектов, техническое переоснащение). Удешевление процентных ставок проводится за счет бюджетных средств, расходы по которым в связи с высокой ставкой рефинансирования и увеличением объемов инвестиций постоянно растут. При этом доля собственных средств в кредитах может быть незначительной.

Высокая процентная ставка ограничивает возможности привлечения заемных средств для инвестирования в сельское хозяйство.

Повышение экономической эффективности агропромышленного производства предполагает развитие экономических методов хозяйствования, усиление экономического прагматизма, стимулирование предпринимательской инициативы и постепенное замещение прямых (директивных) методов государственного управления косвенными, предусматривающими «управление интересами через интересы». В этой связи требуется предусмотреть разрешение противоречий, в первую очередь в использовании государственной поддержки АПК, эффективность которой все еще остается низкой [19, с.5].

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Ценообразование в условиях монополии
монополистический ценообразование государственный Сегодняшний мир невозможно представить себе без рынков, а рынки соответственно невозможно представить без конкуренции. Однако рынки и конкуренция это разные экономические понятия. На рынке совершенной конкуренции имеется м ...

Анализ эффективности деятельности компании Пицца Оллис
Актуальность темы работы обусловлена тем, что общественное питание представляет собой крупную, широко разветвленную отрасль народного хозяйства, которая решает важные социально-экономические задачи. Общественное питание - разновидность торговой деятельности, предмет кото ...