Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Асимметричность информации в микроэкономике

Современные достижения в развитии информационных и коммуникационных технологий приводят к формированию глобальной информационной среды для экономической деятельности. В настоящее время информация рассматривается как один из основных ресурсов развития общества.

Слово "информация" образовано от латинского informatio, что означает изложение, разъяснение какого-либо факта, события, явления. В зависимости от видов человеческой деятельности информацию подразделяют на научную, техническую, производственную, управленческую, экономическую, социальную, правовую и т.д. Каждый из видов информации имеет свою технологию обработки, смысловую нагрузку, ценность, формы представления и отражения на физических носителях, требования к полноте, точности, достоверности, оперативности.

Значимость информации для принятия решений не нуждается в каком-то особом обосновании. Достаточным доказательством является то, что предположение о полноте информации принималось в качестве обязательного при анализе всех основных микроэкономических моделей рынка. Между тем, информационное обеспечение - весьма сложная проблема.

На протяжении более двух столетий допущение о полноте и точности информации, располагаемой субъектами рынка, составляло основу аксиоматики классической экономической теории и неоклассицизма. Такое предположение исходило из представления А. Смита о том, что конкурентные рынки, направляемые "невидимой рукой", ведут к эффективным результатам. Однако в ХХ в. становилось всё более очевидным, что предпосылки о полноте информации, которой располагают субъекты рынка, выдвинутые в XIX и XX вв., не отвечают реалиям.

В 1963 г. Кеннетом Эрроу в статье "Неопределённость и экономика благосостояния в здравоохранении" впервые было отмечено это свойство - свойство асимметричности информации. Наиболее полно и всесторонне теорию асимметричности информации раскрыл Джордж Акерлоф в работе "Рынок "лимонов": неопределенность качества и рыночный механизм" (1970 г.). Этот ученый построил математическую модель рынка с несовершенной информацией. Он отметил, что на таком рынке средняя цена товара имеет тенденцию снижаться, даже для товаров с идеальным качеством, возможно даже, что рынок сожмется до полного исчезновения. В целом "рынок лимонов" может быть охарактеризован как рынок с высокой степенью асимметрии информации. Суть проблем "рынка лимонов" сводится к тому, что, во-первых, наличие скрытых характеристик создает стимулы для недобросовестного поведения (риск безответственности) и, во-вторых, скрытые действия запускают механизм разрушения рынка (негативный отбор).

Последствия проявления риска безответственности при одноразовой сделке см. на рис. 1 (приложение 1), механизм действия негативного отбора и его последствия - рис. 2 (приложение 1).

Майкл Спенс предложил теорию сигнализирования. В ситуации асимметричности информации люди обозначают, к какому типу они принадлежат, тем самым уменьшая степень асимметричности. Изначально в качестве модели выбрана ситуация поиска работы. Наниматель заинтересован в наборе обученного/обучаемого персонала. Все соискатели, естественно, заявляют, что они отлично способны учиться. Но только сами соискатели обладают информацией о действительном положении вещей. Это и есть ситуация информационной асимметрии.

Перейти на страницу: 1 2

Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
Трудовые ресурсы предприятия являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и ...

Экономика и управление
Экономика Организация, нормирование и оплата труда ...