Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Влияние асимметрии информации на рынок и роль государства

Скрытые характеристики представляют серьезную проблему для работодателей при найме рабочей силы. Если работодатель окажется не способным определять профессиональные качества работников, это может стать причиной не только сокращения его прибыли, но и снижения эффективности функционирования рынка труда.

Выделяют также следующие два вида проблем - неблагоприятный отбор (ситуация, при которой на рынке с асимметричной информацией осуществляются покупки худших, а не лучших видов товаров, услуг и ресурсов.) и моральный риск (например, поведение индивидуума, при котором им сознательно увеличивается вероятность причинения ущерба в надежде на то, что убытки будут полностью покрыты страховой компанией).

Существуют различные меры и способы регулирования асимметрии информации. Асимметричность информации возможно снижать путем оптимизации маркетинговых каналов продвижения товаров. Однако нужно отметить, что, несмотря на негативное воздействие асимметрии информации на субъекты рынка и их деятельность, уменьшение асимметрии информации связано с рядом проблем, из которых следует выделить трансакционные издержки. Трансакционные издержки - затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе использованием рыночных механизмов); издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов. Выделяют издержки сбора и обработки информации, проведения переговоров и принятия решений, контроля, юридической защиты выполнения контракта.

Издержки на сбор и обработку информации являются одним из основных компонентов трансакционных издержек. Усилия по получению информации имеют цену, поэтому экономическому субъекту, на первый взгляд, выгоднее обходиться неполной информацией, не затрачивая средства на уменьшение неопределенности. Сама по себе неполнота информации еще не означает наличие информационной асимметрии (информация может быть равно неполной для всех экономических субъектов). Однако чаще всего один класс экономических субъектов обладает более полной информацией, чем другой, следовательно, информация распределена асимметрично. На товарных и потребительских рынках возможность получения информации о качестве ограниченна; поэтому тезис о том, что покупатели и продавцы располагают одинаковой информацией об участвующих в сделках товарах, становится неприемлемым. В реальном мире существует много рынков, на которых получение точной информации в отношении качества продаваемых товаров (предоставляемых услуг) обходится достаточно дорого и даже не всегда возможно.

Как указывалось выше, можно выделить такие типы информационных асимметрий, как объективные и субъективные. Преодоление субъективной информационной асимметрии происходит в процессе согласования взаимных действий экономических субъектов. Объективные информационные асимметрии есть результат несовершенной конкуренции, или проявление состояния экономических агентов на рынках монополистической конкуренции, олигополии, чистой монополии, поэтому их преодоление целесообразно в рамках мероприятий по информационной политике, осуществляемой государством.

Учитывая важность информационной симметрии между инвесторами и компанией, государство гарантирует минимальный уровень прозрачности: несвоевременное раскрытие информации, предоставление заведомо неполной или ложной информации, уклонение от предоставления информации преследуется по закону как в России (ст.ст. 185 и 185.1 Уголовного кодекса РФ, а также Федеральные законы от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "Об акционерных обществах", от 28.12.2002 № 39-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "О рынке ценных бумаг"), так и за рубежом. Так, например, в США осенью 2010 г. Goldman Sachs оштрафовали на 550 тыс. долларов за несвоевременное раскрытие информации о претензиях Комиссии по ценным бумагам и биржам США к сотрудникам компании.

Регулирование проблемы асимметрии информации может проводиться на уровне оптимизации экономической системы в целом. Определяющими способами снижения асимметрии информации являются законодательное регулирование экономической деятельности, развитие и поддержка государством деятельности общественных организаций - союзов (ассоциаций) потребителей и производителей, социальное страхование, организация институтов информационного посредничества - кредитных бюро, накапливающих ретроспективную информацию институционального характера.

Перейти на страницу: 1 2 3

Формування товарного асортименту в спеціалізованому магазині та шляхи його удосконалення
Роздрібна торгівля - одна з найважливіших сфер забезпечення населення. При її допомозі здійснюється ринкова угода товарної пропозиції і купівельного попиту. Будучи джерелом надходження грошових коштів, торгівля тим самим формує основи фінансової стабільності держави. За ...

Анализ финансового состояния предприятия (на примере ОАО Астраханская энергосбытовая компания)
Для успешного функционирования предприятия большое значение имеет принятие обособленных экономических решений на основе всестороннего анализа финансового состояния и платежеспособности предприятия. Устойчивое финансовое состояние формируется в процессе всей экономической ...